Что такое ЦА?
Что такое ЦА?
Основа любого успешного бизнеса — понимание своей целевой аудитории. Тот, кто определил круг потребителей, сможет выбрать инструменты для продвижения продукта. То есть, знание своей целевой аудитории, ее потребностей и интересов дает возможность эффективно разработать рекламные кампании и стратегии продаж товаров и услуг.
Что такое целевая аудитория в маркетинге и зачем её нужно знать
Целевая аудитория — это аудитория потенциальных потребителей какого-либо товара или услуги. Задача маркетинга — повлиять на неё с целью побудить к покупке. Иными словами, это тот круг потребителей, физических лиц или компаний, на который этот продукт рассчитан и которым он может быть интересен. При прочих равных именно представители целевой аудитории в первую очередь намерены его приобрести.
Умение находить и выделять различные характеристики целевой аудитории, а также проводить более детальную классификацию, позволяет:
- Составить портрет своей аудитории, лучше узнать её. К базовым характеристикам относится демография: пол, возраст, образование, уровень доходов, образ жизни, ценности. Зная ЦА «в лицо», вы знаете её потребности.
- Лучшим образом донести информацию о вашем продукте, а также его преимуществах относительно конкурентов.
- Повысить узнаваемость бренда среди аудитории, наиболее расположенной к покупке.
- Составить персонифицированные коммерческие предложения, которые будут отвечать запросам конкретной группы или даже конкретного человека. Они могут оказаться решающим фактором при принятии решения о покупке.
- Разработать эффективную рекламную кампанию, в которой задействованы наиболее качественные каналы, обеспечивающие рентабельность.
- Снизить издержки на рекламу.
- Повысить конверсию продаж, возврат инвестиций — ROI.
- Повысить лояльность к бренду и увеличить вероятность повторной покупки — в том числе, возможно, вырастить постоянного клиента.
Определение целевой аудитории
Рекламодатели, так или иначе, задумываются о том, кому продают свой товар, но допускают ряд ошибок.
В частности, зачастую целевая аудитория описана слишком обобщённо. Например, целевая аудитория салона автомобильных запчастей на первый взгляд может выглядеть так:
- Мужчины;
- 20-60 лет;
- С личным транспортом;
- Платёжеспособные.
Это слишком широкая выборка, которая может не учитывать ряд важных факторов.
Очевидно, если салон продаёт запчасти только для ограниченного числа автомобильных марок, то на владельцев соответствующих транспортных средств и необходимо ориентироваться. В промо-материалах и рекламе месседж должен быть чётким и недвусмысленным, обращаясь только к тем, кому товар или услуга реально подходят. Можно сразу начать искать клиентов именно в салонах и гарантийных центрах нужных марок, установив с ними целевой контакт.
Кроме того, среди аудитории могут оказаться не только мужчины-автолюбители, но и женщины, что также может повлиять на дизайн и содержание рекламных материалов, смысловое наполнение, канал коммуникации и многое другое.
Если салон предлагает запчасти для автомобилей представительского класса, не слишком разумно включать в эту целевую аудиторию молодых людей 20-30 лет — вряд ли среди них будет достаточно владельцев подобных авто. Лучше сконцентрироваться на аудитории, как минимум, 35+ и постараться лучше понять уровень её достатка, профессиональные и персональные интересы, круг общения. Для этого придётся провести тщательный предварительный анализ и исследование.
Другая распространённая ошибка заключается в том, что в качестве целевой аудитории выделяют слишком узкую группу людей. В реальности она оказывается слишком малочисленной, её покупательной способности недостаточно для полноценной реализации необходимого количества продукции на рынке. Классический пример продемонстрирован в мультсериале «Симпсоны», где Нэд Фландерс жил идеей открыть магазин «Всё для левшей». Открыв заветный магазин, он столкнулся с тем, что в городе просто нет столько левшей, желающих приобретать его товары.
В этом случае следует пересмотреть видение рынка сбыта вашей продукции. Не была ли допущена ошибка на стадии бизнес-планирования и оценки спроса? Что необходимо исправить, пока на складах не оказалась огромная партия никому не нужного и, возможно, скоропортящегося товара? Важно быть способным вовремя выявить релевантные целевые группы, которым ваш товар действительно нужен, и обратиться к ним с актуальным УТП. Не окажется ли так, что ваши «левши» на самом деле — «правши»?
Сегментация целевой аудитории
В основном, для определения целевой аудитории компании используются следующие базовые типы сегментации:
- Демографическая — пол, возраст, семейное положение.
- Социально-экономическая — уровень дохода и вид занятости, образование, жилищные условия.
- Географическая — где живут потребители, в каком регионе, городе, районе приобретают и потребляют продукцию, пользуются услугой. Особенно чувствительно к этому признаку местные точки продаж или сервисы вроде салонов красоты, ателье, а также развлекательные и культурные заведения, вокзалы и терминалы.
- Поведенческая — критерий, подразумевающий под собой персональный профиль, социальный статус, личные ценности, образ жизни и потребительские предпочтения.
Более подробное руководство на примере настройки вы найдёте в нашей статье о настройке таргетинга Вконтакте. В ней непосредственно показан механизм настройки таргетированной рекламы с описанием всех параметров фильтрации целевой аудитории.
Какую информацию о ЦА стоит собирать
Вам нужно ответить на два главных вопроса — кто совершает покупки и какую проблему потребитель решает с ее помощью. Лучше собрать как можно больше дополнительной информации об интересах и увлечениях потенциальных клиентов. Вот основные пункты, которые пригодятся для анализа ЦА:
- возраст;
- пол;
- место жительства;
- род занятий — работа, учеба, уход за детьми;
- величина среднего дохода;
- какими сторонними товарами клиенты могут закрыть свои потребности;
- критерии выбора товара;
- способы получения информации о товаре.
Сбор информации
Сбор информации можно осуществлять посредством нескольких методик прямого и непрямого взаимодействия с пользователями и потенциальными клиентами.
Изучение форумов и блогов
Пласт полезной информации о предпочтениях аудитории лежит в открытом доступе в интернете. Проблема лишь в том, что информация подобного рода представлена в неструктурированном виде. Необходимо провести хотя бы минимальное упорядочивание источников.
Для начала выберите только те площадки, на которых наиболее вероятно сосредоточена целевая аудитория. Это могут быть
- тематические блоги;
- форумы;
- интернет-издания.
Например, тот же habr.com или vc.ru. Целевая аудитория легко обнаруживается на больших популярных площадках — во-первых, ввиду высокой численности активных пользователей, а во-вторых, вследствие высокой активности пользователей на них.
Материалы можно отсортировать по разделам, темам и изучить комментарии к тем, которые наиболее близки вашему продукту.
Минус состоит в том, что придётся провести значительную работу по расшифровке текста — настроению и вообще посылу. Это могут сделать также умные алгоритмы определения тональности и семантического анализа — надо только чтобы они были у вас в распоряжении. Иначе решением станет ручной труд.
Сбор информации можно осуществлять посредством нескольких методик прямого и непрямого взаимодействия с пользователями и потенциальными клиентами.
Каналы взаимодействия
Область дискуссий и споров относительно классификации — видов рекламы много, как и категорий. По косточкам мы разобрали эту тему в статье о видах рекламы в интернете. Не будем повторяться, а вкратце упомянем основные типы.
Оффлайн:
- Телевидение;
- Радио;
- Наружная реклама (баннеры, растяжки, билборды);
- Визитки, флаеры.
Онлайн:
- SEO (Search Engine Optimization);
- SMM (Social Media Marketing);
- Контекстная реклама;
- Таргетированная реклама (социальные сети, баннеры, РСЯ, Google КМС);
- Видеореклама;
- Контент-маркетинг (информационные статьи, уникальный экспертный контент, корпоративный блог);
- Email-маркетинг (узнайте подробнее на сайте Sendpulse).
Подробнее о каналах коммуникации читайте в нашей статье.
Для определения наилучших каналов взаимодействия используется Индекс соответствия или Affinity Index. Он помогает определить, насколько сам канал коммуникации в принципе подходит для поиска нужной целевой аудитории и коммуникации с ней. Например, люди старшего поколения больше смотрят телевизор, чем получают информацию из интернета или, тем более, социальных сетей.
Эти две буквы наверняка встречаются тебе довольно часто – это и понятно: для создания любого блога или потенциально успешного аккаунта в социальных сетях нужно очень хорошо знать, как выглядит портрет твоей целевой аудитории.
⠀
Как же его составить? Нужно ответить на эти вопросы!
⠀ ▪️Начнём с самых простых критериев: какой пол у потенциального клиента или подписчика? Сколько ему лет? Он женат/замужем? Какое у него семейное положение?
⠀ ▪️Где он живет?
⠀ ▪️Чем занимается? Какая у него работа? Должность? Предполагаемый уровень заработка?
⠀ ▪️У него есть образование? Какое?
⠀ ▪️Чем интересуется этот человек? Как он проводит время вне учебы или работы? Куда ходит? Что слушает? Что читает? Смотрит?
⠀ ▪️Какой у него круг общения?
⠀ ▪️На каких блогеров подписан этот человек? Кто ему интересен? Почему?
⠀ ▪️За какими страницами и пабликами следит?
⠀ ▪️В каких социальных сетях и сколько времени он проводит?
⠀ ▪️Откуда человек получает информацию? В какое время чаще всего ищет ее? В какое время просматривает ленту?
⠀
Эти знания помогут правильно формулировать концепцию аккаунта и грамотно запускать рекламу. Сохраняйте, действуйте!